‹верхний колонтитул›
‹дата/время›
Щелчок правит образец текста
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровень
‹нижний колонтитул›
‹#›
В мире происходит культурная революция, связанная с внедрением новых информационных технологий. По значению эта революция сопоставима с возникновением письменности и книгопечатания.
Информация, обладая уникальным свойством непрерывного роста со скоростью пропорциональной мере ее использования, стала важнейшим ресурсом общества. Без информатизации основных сфер деятельности человека уже невозможен прогресс человечества.
Информатизация как отрасль по производству и реализации информации становится основой интенсивного преобразования общества и начинает обеспечивать: адекватное имеющимся условиям прогнозирование, планирование и управление; быстрое вовлечение наличных ресурсов в оборот; привлечение интеллектуального потенциала в производственные отношения; выявление потребностей людей и т.п.
Последние годы в развитых странах затраты на сбор, передачу, переработку и хранение информации постоянно растут и превысили расходы на самые капиталоемкие области, такие как энергетика. Для примера, объемы инвестиций в информатизацию в 1990 г. в Нью-Йорке составили 1200$ на одного жителя, а в С.-Петербурге - 13,5 рублей, то есть в 60 раз меньше.
По уровню информатизации городов Россия отстает от зарубежных стран в сотни раз. В настоящее время только в Москве расходы на информатизацию сопоставимы с аналогичными расходами крупнейших городов развитых стран. В целом Россия в области информатизации отстает от развитых стран не менее чем на 15 лет.
Особое значение информатизация приобретает в условиях социально-политического и экономического кризиса. При централизованном управлении огромной страной экономика развивалась по структуре длинных волн с продолжительностью экономического подъема и обязательного спада в 50-70 лет, когда вложенный в производство капитал изнашивается и наступает необходимая депрессия. В 90-ые годы спады этих волн совпали, что явилось одной из основных причин экономического кризиса. Второй причиной кризиса явилось плохое прогнозирование поведения процессов в экономике из-за недостатка информации и детерминированного характера методов прогнозирования и планирования.
Для придания динамичности экономики центр тяжести управления необходимо было перенести в регионы. Принятие принципа федерализма - естественная реакция на социально-политический и экономический кризис страны. При этом перенос принятия большинства важнейших решений на региональный уровень усиливает роль коммуникаций, и, прежде всего, - для информационных потоков.
Информатизация общества становится важнейшим фактором, обеспечивающим согласованность при выработке и реализации экономической политики, научно-технических и производственных программ, общегосударственных и региональных интересов.
Превращение потоков информации в продукцию, необходимую и полезную для принятия действительно адекватных решений, это сложный процесс, требующий аналитических исследований с прогнозированием результатов принятых решений.
Процесс информатизации происходит небывалыми темпами независимо от субъективных условий. Но для того, чтобы им эффективно управлять и использовать в различных сферах деятельности, необходимо достаточное нормативно-правовое обеспечение информатизации. В целом, создание правовой базы отстаёт от процесса информатизации, и не только у нас в стране, но и во всём мире. Особенно отставание наблюдается в российских регионах, в частности в Приморском крае. Недостаточность нормативно-правового обеспечения стало тормозить процесс информатизации.
Формирование региональной нормативно-правовой базы информатизации в Приморском крае является необходимым этапом в процессе информатизации хозяйственной, экономической, социальной, политической, научной, культурной и образовательной деятельности – в процессе создания общего информационного пространства Приморского края, Дальневосточного региона, России и даже мира.
Без наличия чёткой структуры нормативно-правовых документов, их логической непротиворечивости и естественной связи с другими нормативными актами относительно деятельности, связанной с использованием информационных технологий, невозможно эффективно создавать, охранять, передавать и использовать информационные ресурсы и технологии.
Недостатком нового этапа процесса планомерного решения вопросов информатизации является то, что он начат по инициативе небольшой группы лиц без утверждённой концепции информатизации Приморского края, с недостаточно широким участием всех заинтересованных лиц и организаций (например, без участия крупнейшего университета ДВГТУ и без обсуждения на экспертном совете по информатизации). Начало работ недостаточно регламентировано методическими разработками, да и объёмы финансирования не выглядят достаточно обоснованными. Многие возникшие вопросы приходиться решать на ходу в оперативном порядке, в том числе вопросы нормативного обеспечения работ.
В 1998 году создан Координационный Совет по информатизации Приморского края во главе с губернатором края. Утверждено положение о Совете и проект постановления о взаимодействии Экспертного и Координационного советов.
Концепция определяет принципы формирования региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края, в том числе:
создание правовой основы деятельности организаций и частных лиц в области телекоммуникаций, информатики и информатизации на территории Приморского края;
определение полномочий краевых органов государственной власти по регулированию деятельности в указанной области, а также права и обязанности физических и юридических лиц.
Принятие концепции создает основы формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности, определяя его место и роль в системе законодательства субъекта Российской Федерации с учетом особенностей и интересов Приморского края.
Информация является обязательным атрибутом жизни человека, сопровождает и обеспечивает любую его деятельность, необходима всем юридическим и физическим лицам. Соответственно и нормы права, составляющие законодательство в сфере информации, информатизации и информационной безопасности, также должны пронизывать все законодательство Российской Федерации как по горизонтали (по отраслям законодательства), так и по вертикали (по видам нормативных правовых актов - от Конституции Российской Федерации до устава предприятия).
При формировании законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности Приморского края используются следующий принцип нормотворчества - комплексный подход, в соответствии с которым законодательство строится как система взаимоувязанных и взаимосогласованных норм права, обеспечивающих регулирование всего множества общественных отношений, существующих в этой сфере, и представляется в виде совокупности:
 а) блока специальных актов, целиком посвященных проблемам информации, информатизации и информационной безопасности
 б) отдельных норм права по этим проблемам, включаемых в иные нормативные правовые акты;
Федеральные законы не конкретизируют ряд положений и норм, необходимых для их реализации на местах. Это относится в первую очередь к вопросам взаимоотношений региональных органов исполнительной власти с предприятиями - поставщиками телекоммуникационных услуг, порядка сертификации услуг связи, вопросам тарифной политики, использования земель и других ресурсов области, проблем развития ССИ, льгот при использовании информационных ресурсов на территории края.
В федеральных законах не разграничены полномочия центра и субъектов Российской Федерации в ряде вопросов, в частности, по разделению и использованию информационных ресурсов, порядку создания выделенных сетей связи на территории НСО, координации и развитию ССИ на территории Приморского края.
В федеральных законах не учтен ряд региональных особенностей, а также некоторые новые аспекты деятельности в области ССИ. Например, наличия в крае мощного интеллектуального потенциала, большого числа академических и отраслевых институтов, вузов и средних учебных заведений, специализирующихся в области информатизации
Правомерность формирования нормативно-правовой базы информатизации Приморского края определяется статьей 4 закона "О связи" и статьей 3 закона "Об информации, информатизации и защите информации", которые констатируют, что отношения в области связи и информатики, не урегулированные федеральными законами, регулируются законами и иными правовыми актами субъектов федерации в пределах их полномочий.
Принятие концепции формирования нормативно-правовой базы информатизации Приморского края позволит создать законодательную и нормативную основу для развития средств телекоммуникаций и информатики и решения задач информатизации Приморского края. Уровень информатизации становится одним из определяющих факторов экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, развитие телекоммуникаций, баз данных, системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг позволит сформировать динамичный рынок, связывающий широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую взаимообусловленную информационную систему (среду).
Учитывая, что число нормативных актов по вопросам информатизации слишком велико (на сегодняшний день действует более 335 актов только федерального уровня) и количество их будет лавинообразно возрастать в связи с возрастающими в них потребностями, считаем целесообразным акцентировать внимание на следующих предложениях.
.Организовать постоянную группу специалистов (например, в виде отдела правового обеспечения информатизации) с постоянным отслеживанием и подготовкой необходимых нормативных актов, а также регистрацией информационных ресурсов…
Региональная нормативно-правовой база информатизации Приморского края позволит обеспечить доступность и защиту информационных ресурсов, эффективность использования информационных технологий в различных видах деятельности и, прежде всего, в управлении социально-экономическими процессами.
В работе “Формирование региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края”:
.Приведен анализ состояния, наличия и использования нормативно-правовой базы Приморского края.
.Разработаны комплексные предложения по формированию региональных нормативно-правовых актов информатизации Приморского края.
.Разработана концепция формирования региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края.
.Предложены мероприятия по организации процесса разработки, согласования и порядка принятия нормативно-правовых актов информатизации в Приморском крае
.Подготовлен перечень и сроки создания первоочередных нормативно-правовых актов подлежащих принятию для обеспечения эффективного процесса информатизации Приморского края (приложение 1).
Подготовлены проекты законов Приморского края “Об информационном обеспечении органов государственной власти Приморского края” и “О служебной конфиденциальной информации” (приложения 2 и 3).