Антонов Иван Эдуардович

Формирование региональной нормативно-правовой базы информатизации ПРИМОРСКОго КРАЯ“

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Заключение..............................................................................................................................................

ЛИТЕРАТУРА...............................................................................................................................................

 


Введение

В мире происходит культурная революция, связанная с внедрением новых информационных технологий. По значению эта революция сопоставима с возникновением письменности и книгопечатания.

Информация, обладая уникальным свойством непрерывного роста со скоростью пропорциональной мере ее использования, стала важнейшим ресурсом общества. Без информатизации основных сфер деятельности человека уже невозможен прогресс человечества.

Информатизация как отрасль по производству и реализации информации становится основой интенсивного преобразования общества и начинает обеспечивать: адекватное имеющимся условиям прогнозирование, планирование и управление; быстрое вовлечение наличных ресурсов в оборот; привлечение интеллектуального потенциала в производственные отношения; выявление потребностей людей и т.п.

Последние годы в развитых странах затраты на сбор, передачу, переработку и хранение информации постоянно растут и превысили расходы на самые капиталоемкие области, такие как энергетика. Для примера, объемы инвестиций в информатизацию в 1990 г. в Нью-Йорке составили 1200$ на одного жителя, а в С.-Петербурге - 13,5 рублей, то есть в 60 раз меньше.

По уровню информатизации городов Россия отстает от зарубежных стран в сотни раз. В настоящее время только в Москве расходы на информатизацию сопоставимы с аналогичными расходами крупнейших городов развитых стран. В целом Россия в области информатизации отстает от развитых стран не менее чем на 15 лет.

Приморский край по темпам информатизации и, особенно в вопросах координации процессов информатизации, отстает от других регионов Российской Федерации.

Особое значение информатизация приобретает в условиях социально-политического и экономического кризиса. При централизованном управлении огромной страной экономика развивалась по структуре длинных волн с продолжительностью экономического подъема и обязательного спада в 50-70 лет, когда вложенный в производство капитал изнашивается и наступает необходимая депрессия. В 90-ые годы спады этих волн совпали, что явилось одной из основных причин экономического кризиса. Второй причиной кризиса явилось плохое прогнозирование поведения процессов в экономике из-за недостатка информации и детерминированного характера методов прогнозирования и планирования.

Для придания динамичности экономики центр тяжести управления необходимо было перенести в регионы. Принятие принципа федерализма - естественная реакция на социально-политический и экономический кризис страны. При этом перенос принятия большинства важнейших решений на региональный уровень усиливает роль коммуникаций, и, прежде всего, - для информационных потоков.

Информатизация общества становится важнейшим фактором, обеспечивающим согласованность при выработке и реализации экономической политики, научно-технических и производственных программ, общегосударственных и региональных интересов.

Формирование нового единого экономического пространства страны невозможно без создания единого информационного пространства. Проблема информатизации должна решаться регионами вместе с центральными органами страны, но основная тяжесть решения должна лечь на регионы. И тогда могут решиться другие значимые проблемы:

1. Информационное и аналитическое обеспечение властей для принятия решений в регионах и отчасти в центре.

2. Обеспечение информацией (инфраструктурой телекоммуникаций, вычислительными системами, базами данных, информационными технологиями) нормального функционирования экономических структур и кредитно-финансовой системы.

3. Обеспечение науки и технологий, без развития которых, в условиях реиндустриализации особенно, невозможно построение рациональной структуры современного хозяйства.

4. Развитие образования на основе новых информационных технологий, так как без подготовки компетентных кадров нормальное решение остальных проблем невозможно.

5. Создание новых рабочих мест, особенно необходимое при структурной перестройке в экономике. Опыт Японии, США и стран Западной Европы показывает, что эта проблема первую очередь решается средствами информатизации.

6. Решение острых проблем социальной защиты населения, обеспечение правопорядка, борьбы с криминальной ситуацией, преступностью требуют особого информационного обеспечения, приближенного к месту событий, т.е. в рамках региона.

Превращение потоков информации в продукцию, необходимую и полезную для принятия действительно адекватных решений, это сложный процесс, требующий аналитических исследований с прогнозированием результатов принятых решений.

Процесс информатизации происходит небывалыми темпами независимо от субъективных условий. Но для того, чтобы им эффективно управлять и использовать в различных сферах деятельности, необходимо достаточное нормативно-правовое обеспечение информатизации. В целом, создание правовой базы отстаёт от процесса информатизации, и не только у нас в стране, но и во всём мире. Особенно отставание наблюдается в российских регионах, в частности в Приморском крае. Недостаточность нормативно-правового обеспечения стало тормозить процесс информатизации.

Формирование региональной нормативно-правовой базы информатизации в Приморском крае является необходимым этапом в процессе информатизации хозяйственной, экономической, социальной, политической, научной, культурной и образовательной деятельности – в процессе создания общего информационного пространства Приморского края, Дальневосточного региона, России и даже мира.

Без наличия чёткой структуры нормативно-правовых документов, их логической непротиворечивости и естественной связи с другими нормативными актами относительно деятельности, связанной с использованием информационных технологий, невозможно эффективно создавать, охранять, передавать и использовать информационные ресурсы и технологии.

В работе по формированию нормативно-правовой базы информатизации Приморского края приведены:

- анализ состояния, наличия и использования нормативно-правовой базы информатизации Приморского края;

- выработаны рекомендации по организации процесса разработки и принятия нормативно-правовых актов по вопросам информатизации в Приморском крае, а также проекты наиболее актуальных актов;

подготовлены рекомендации по плану мероприятий, обеспечивающих непрерывный процесс подготовки проектов необходимых правовых документов;

- составлен план разработки и принятия Думой Приморского края нормативно-правовых актов по вопросам информатизации в 1998 году и на ближайшие годы;

- подготовлены проекты двух законов, имеющих первостепенное значение.

Содержание глав и приложений статьи полностью соответствует их названиям.

1.      Состояние правового обеспечения процесса информатизации в Приморском крае.

2.      Концепция формирования региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края.

3.      Основные предложения по формированию региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края.

1.      Состояние правового обеспечения процесса информатизации в Приморском крае

В течение 1991 г. в адрес администрации края поступила масса предложений по проблемам информатизации и развития средств связи. Эти предложения были обобщены сотрудниками Дальневосточного регионального центра новых информационных технологий (ДВ РЦ НИТ) и в октябре 1991 г. представлены главе администрации.

В начале 92 г. дирекция ДВ РЦ НИТ представила администрации проект Концепции информатизации Приморского края, содержащий основные цели, задачи, предложения и механизмы их реализации. Большинство заключений и предложений остаются актуальными и в настоящее время.

В 1993 году был создан отдел информатизации Администрации Приморского края и принят первый акт относительно информатизации - положение об отделе. В 1994 году при Губернаторе края был создан Экспертный Совет по информатизации Приморского края во главе с директором института автоматики и процессов управления ДВО РАН академиком Мясниковым В.П. и утверждено положение о Совете. К сожалению, работа Совета оказалась неэффективной, так как проводилась целиком на общественных началах и никак не подкреплялась финансированием рекомендуемых проектов информатизации. В бюджетных планах Администрации даже не было строчки расходов на информатизацию.

В 1997 г. ситуация изменилась в лучшую сторону. Отдел информатизации преобразован в Комитет информатизации администрации края. Утверждено положение о Комитете с широкими функциями и обязанностями. Утверждена программа "Комплексное развитие информационных ресурсов и информатизации в Приморском крае на 1997 - 2000 годы", начато финансирование и выполнение проектов программы.

Недостатком нового этапа процесса планомерного решения вопросов информатизации является то, что он начат по инициативе небольшой группы лиц без утверждённой концепции информатизации Приморского края, с недостаточно широким участием всех заинтересованных лиц и организаций (например, без участия крупнейшего университета ДВГТУ и без обсуждения на экспертном совете по информатизации). Начало работ недостаточно регламентировано методическими разработками, да и объёмы финансирования не выглядят достаточно обоснованными. Многие возникшие вопросы приходиться решать на ходу в оперативном порядке, в том числе вопросы нормативного обеспечения работ.

В 1998 году создан Координационный Совет по информатизации Приморского края во главе с губернатором края. Готовится положение о Совете и проект постановления о взаимодействии Экспертного и Координационного советов.

 

2.  Концепция формирования РЕГИОНАЛЬНОЙ нормативно-правовой базы информатизации Приморского края

Концепция определяет принципы формирования региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края, в том числе:

создание правовой основы деятельности организаций и частных лиц в области телекоммуникаций, информатики и информатизации на территории Приморского края;

определение полномочий краевых органов государственной власти по регулированию деятельности в указанной области, а также права и обязанности физических и юридических лиц.

Правовая база современного информационного общества и Приморского края, в частности, основывается на следующих положениях:

·  приоритет интересов Приморского края в сфере создания информационных технологий и информационных ресурсов;

·  формирование регионального сегмента единого информационного пространства Российской Федерации и СНГ с выходом на международные информационные сети;

·  включение информационных ресурсов Приморского края в систему важнейших ресурсов страны;

·  создание рынка информационных продуктов и услуг, информационных технологий и средств их обеспечения;

·  обеспечение информационной безопасности государства, области, общества, гражданина;

·  обеспечение равных возможностей различных исполнителей при государственном (муниципальном) финансировании работ по информатизации Приморского края

Принятие концепции создает основы формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности, определяя его место и роль в системе законодательства субъекта Российской Федерации с учетом особенностей и интересов Приморского края.

Законодательство в сфере информации, информатизации и информационной безопасности направлено на регулирование всего комплекса общественных отношений, возникающих в информационных процессах Приморского края, составляющих эту сферу:

·  создания или генерации информации в процессе научной, научно-технической, изобретательской, экономической, политической и иной творческой, общественной, личной деятельности граждан и их объединений, юридических лиц, государства;

·  сбора, накопления, обработки, хранения, поиска и распространения информации при формировании информационных ресурсов и предоставлении информации из этих ресурсов пользователям (потребителям), в том числе и с применением современных информационных технологий;

·  создание и применение информационных технологий и механизмов обеспечения информационной безопасности.

Информация является обязательным атрибутом жизни человека, сопровождает и обеспечивает любую его деятельность, необходима всем юридическим и физическим лицам. Соответственно и нормы права, составляющие законодательство в сфере информации, информатизации и информационной безопасности, также должны пронизывать все законодательство Российской Федерации как по горизонтали (по отраслям законодательства), так и по вертикали (по видам нормативных правовых актов - от Конституции Российской Федерации до устава предприятия).

 Законодательство в сфере информации, информатизации и информационной безопасности Приморского края и порядок его формированияосновывается на следующих основных принципах:

·    верховенство закона в иерархии законодательных и иных нормативных правовых актов Российского законодательства и законодательства Приморского края;

·    соответствие методическим указаниям, типовым актам и рекомендациям федеральных властей;

·    соблюдение равного конституционного права каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (статья 29, п.4 Конституции Российской Федерации);

·    соблюдение конституционного права каждого ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24, п.2 Конституции Российской Федерации);

·    обеспечение открытости и общедоступности информации, за исключением случаев, ограниченных законом;

·    обеспечение права собственности на создаваемые информационные ресурсы;

·    обеспечение авторского права на программы для ЭВМ, другие объекты интеллектуальной собственности, производимые при создании информационных технологий и средств их обеспечения - информационного, лингвистического, программного, научно-методического, технического, технологического, правового и др.;

·    равенства всех форм собственности в формировании и использовании информационных ресурсов через разные формы организации производства услуг, обмена информацией, создание рынка и проведение антимонопольной политики в регионе;

·    возложение на владельцев информационных ресурсов обязанностей по качественному формированию ресурсов и ответственности за нарушения при работе с информацией;

·    возложение на операторов информационных услуг обязанностей по качественному формированию услуг и ответственности за ненадлежащее качество;

·    обеспечение условий информационной безопасности, защиты интересов и прав физических и юридических лиц, общества, государства в процессе информатизации, защиты общества от воздействия ложной и недостоверной информации;

·    обеспечение и закрепление интересов и роли края при формировании и реализации краевой политики в сфере информации, информатизации и информационной безопасности;

·    перманентность нормотворчества, т.е. постоянная оценка качества и эффективности принятых актов, разработка предложений по совершенствованию актов, внесению в них изменений и дополнений.

При формировании законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности Приморского краяиспользуются следующий принцип нормотворчества - комплексный подход, в соответствии с которым законодательство строится как система взаимоувязанных и взаимосогласованных норм права, обеспечивающих регулирование всего множества общественных отношений, существующих в этой сфере, и представляется в виде совокупности:

 а) блока специальных актов, целиком посвященных проблемам информации, информатизации и информационной безопасности

 б) отдельных норм права по этим проблемам, включаемых в иные нормативные правовые акты;

Разрабатываемые законыПриморского края должны конкретизировать взаимодействие в регионе следующих законов РФ:

Первая группа - акты или отдельные нормы в актах, регулирующие отношения, возникающие при создании информации в процессе научной, научно-технической, изобретательской, экономической, политической и иной творческой, общественной, личной деятельности граждан и их объединений, юридических лиц, государства. Это акты, гарантирующие закрепление права авторства и интеллектуальной собственности на создаваемую информацию (как на произведение). Акты (или отдельные нормы в актах), обеспечивающие порядок подготовки и предоставления достоверной и полной информации через средства массовой информации, при формировании государственных информационных ресурсов, а также устанавливающие ответственность за создание и распространение недоброкачественной продукции информации.

К актам этой группы относятся: "Патентный закон" (закон), "Об авторском праве и смежных правах" (закон), "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (закон), "О средствах массовой информации" (закон), "Об обязательном экземпляре документов" (закон), отдельные нормы закона "Об учете и учетной деятельности (проект закона).

Вторая группа - акты, создающие правовую базу для формирования и использования информационных ресурсов.

 Основу этой группы актов составляет базовый Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". В состав этой группы входят также акты: "О правовой информации" (проект закона), "О научно-технической информации" (проект закона), "О персональных данных" (проект закона), "О библиотечном деле" (закон), "Об архивном фонде РФ и архивах" (основы законодательства), "Об учете и учетной деятельности" (проект закона), "О статистической деятельности в Российской Федерации" (проект закона), "Об информатизации регионального развития" (проект рекомендательного законодательного акта).

 Третья группа - акты, обеспечивающие реализацию права на информацию физических и юридических лиц.

 К ним относятся проект закона: "О праве на информацию", гарантирующий гражданам получение этой информации и предоставляющий им права на свободное использование полученной информации, и проект закона "Об информационном обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности", решающий проблемы информационного обеспечения юридических лиц. К этой группе относится также проект закона "Об информационном обеспечении органов государственной власти".

 Четвертая группа - акты по вопросам информационных технологий и средств их обеспечения.

 К ним отнесены акты: "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (закон), "О правовой охране топологий интегральных микросхем" (закон); "О связи" (закон).

Пятая группа - акты по проблемам информационной безопасности:

*      "О государственной тайне" (закон), "О коммерческой тайне" (проект закона), "О служебной тайне" (проект закона), "О федеральных органах правительственной связи и информации" (закон);

*      "Об участии в международном информационном обмене и контроле экспорта информационной продукции" (проект закона);

*      «О банковской тайне" (проект закона), "О недобросовестной конкуренции" (проект закона), "Об электронной цифровой подписи" (проект закона).

Необходимость разработки краевых законов обусловлена следующим.

Действующие федеральные законы и разработанные концепции федерального уровня:

1.1.          «О связи»;

1.2.          «Об информации, информатизации и защите информации»;

1.3.          «Об участии в международном информационном обмене»;

1.4.          «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов»;

1.5.          « Концепция формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности Российской Федерации»;

1.6.          «Концепция правового обеспечения информационных процессов и информатизации в России»;-

регулируют раздельно сферу связи и сферу информатики и информатизации и не учитывают особенности регионов.

При этом они недостаточно четко увязывают многие смежные вопросы в области телекоммуникаций и информатики (в частности управление деятельностью сферы связи и информатики (ССИ), вопросы лицензирования и сертификации, основы экономической деятельности, взаимоотношения предприятий ССИ, органов исполнительной власти и ме­стного самоуправления, права пользователя ССИ и др.). В то же время эти две сферы деятельности очень тесно взаимосвязаны: связь представляет собой транспортную среду для передачи информации, поэтому вопросы их правового регулирования логично рассматривать в рамках единого закона.

Федеральные законы не конкретизируют ряд положений и норм, необходимых для их реализации на местах. Это относится в первую очередь к вопросам взаимоотношений региональных органов исполнительной власти с предприятиями - поставщиками телекоммуникационных услуг, порядка сертификации услуг связи, вопросам тарифной политики, использования земель и других ресурсов области, проблем развития ССИ, льгот при использовании информационных ресурсов на территории края.

В федеральных законах не разграничены полномочия центра и субъектов Российской Федерации в ряде вопросов, в частности, по разделению и использованию информационных ресурсов, порядку создания выделенных сетей связи на территории НСО, координации и развитию ССИ на территории Приморского края.

В федеральных законах не учтен ряд региональных особенностей, а также некоторые новые аспекты деятельности в области ССИ. Например, наличия в крае мощного интеллектуального потенциала, большого числа академических и отраслевых институтов, вузов и средних учебных заведений, специализирующихся в области информатизации.

Правомерность формирования нормативно-правовой базы информатизации Приморского края определяется статьей 4 закона "О связи" и статьей 3 закона "Об информации, информатизации и защите информации", которые констатируют, что отношения в области связи и информатики, не урегулированные федеральными законами, регулируются законами и иными правовыми актами субъектов федерации в пределах их полномочий.

Принятие концепции формирования нормативно-правовой базы информатизации Приморского края позволит создать законодательную и норматив­ную основу для развития средств телекоммуникаций и информатики и решения задач информатизации Приморского края. Уровень информатизации становится одним из определяющих факторов экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, развитие телекоммуникаций, баз данных, системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг позволит сформировать динамичный рынок, связывающий широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую взаимообусловленную информационную систему (среду).

Для Приморского краяв силу географического, социально-экономического положения, относительной ограниченности природных ресурсов, а также ряда других факторов, информационная отрасль должна стать одной из ключевых, стратегически важных сфер, определяющих долгосрочные перспективы развития края и прилегающих к нему территорий.

 

1.      Основные предложения по формированию региональной нормативно-правовой базы информатизации в Приморском крае

Учитывая, что число нормативных актов по вопросам информатизации слишком велико (на сегодняшний день действует более 335 актов только федерального уровня) и количество их будет лавинообразно возрастать в связи с возрастающими в них потребностями, считаем целесообразным акцентировать внимание на следующих предложениях.

1.      Организовать постоянную группу специалистов (например, в виде отдела правового обеспечения информатизации) с постоянным отслеживанием и подготовкой необходимых нормативных актов, а также регистрацией информационных ресурсов.

2.      Продолжить работы по формированию нормативно-правовой базы информатизации Приморского края силами сложившегося коллектива разработчиков без существенного временного разрыва в работе.

3.      Апробировать подготовленные проекты законов и других нормативных актов (включая отдельные акты, подготовленные в других регионах) в Думе Приморского края, заинтересованных службах администраций края и городов, а также среди разработчиков отдельных проектов программы "Комплексное развитие информационных ресурсов и информатизации в Приморском крае на 1997 - 2000 годы".

4.      Подготовить перечень названий необходимых (в том числе уже подготовленных в других регионах) нормативных актов по вопросам информатизации с краткой аннотацией их содержания и передать его для ознакомления заинтересованным лицам и организациям.

5.      Собрать предложения заинтересованных лиц о необходимости, значимости и первостепенности предлагаемых в аннотированном виде правовых актов по вопросам региональной информатизации.

6.      Согласовать последовательность и сроки подготовки проектов нормативных актов с Думой Приморского края и с планом мероприятий по развитию информационного законодательства как правовой базы информатизации регионального развития до 2000 года, подготовленным Россвязьинформом.

7.      Приступить к разработке нормативных актов согласно уточнённому перечню основных нормативно-правовых актов Приморского края, подлежащих принятию для обеспечения эффективного использования информационных технологий (приложению №2).

 

Заключение

Региональная нормативно-правовой база информатизации Приморского края позволит обеспечить доступность и защиту информационных ресурсов, эффективность использования информационных технологий в различных видах деятельности и, прежде всего, в управлении социально-экономическими процессами.

В статье «Формирование региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края»:

1.                  Приведен анализ состояния, наличия и использования нормативно-правовой базы Приморского края.

2.                  Разработаны комплексные предложения по формированию региональных нормативно-правовых актов информатизации Приморского края.

3.                  Разработана концепция формирования региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края.

4.                  Предложены мероприятия по организации процесса разработки, согласования и порядка принятия нормативно-правовых актов информатизации в Приморском крае

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Антонов И.Э. «Анализ правового обеспечения информатизации в мире». Реферат.

2.      Волокитин А.В. О государственной политике и правовом регулировании информатизации. Статья.

3.      Конституция Российской Федерации

4.      Компьютерная сеть Интернет.