Концепция формирования региональной нормативно-правовой базы
информатизации Приморского КРАЯ
И.Э.Антонов
Концепция определяет принципы формирования региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края, в том числе:
создание
правовой основы деятельности организаций и частных лиц в области
телекоммуникаций, информатики и информатизации на территории Приморского края;
определение
полномочий краевых органов государственной власти по регулированию деятельности
в указанной области, а также права и обязанности физических и юридических лиц.
Правовая
база современного информационного общества и Приморского края, в частности,
основывается на следующих положениях:
·приоритет
интересов Приморского края в сфере создания информационных технологий и информационных
ресурсов;
·формирование
регионального сегмента единого информационного пространства Российской
Федерации и СНГ с выходом на международные информационные сети;
·включение
информационных ресурсов Приморского края в систему важнейших ресурсов страны;
·создание
рынка информационных продуктов и услуг, информационных технологий и средств их
обеспечения;
·обеспечение
информационной безопасности государства, области, общества, гражданина;
·обеспечение
равных возможностей различных исполнителей при государственном (муниципальном)
финансировании работ по информатизации Приморского края.
Принятие концепции создает основы формирования и развития
законодательства в сфере информации, информатизации и информационной
безопасности, определяя его место и роль в системе законодательства субъекта
Российской Федерации с учетом особенностей и интересов Приморского края.
Законодательство в сфере информации, информатизации и
информационной безопасности направлено на регулирование всего комплекса
общественных отношений, возникающих в информационных процессах Приморского
края, составляющих эту сферу:
·создания или генерации информации в процессе научной,
научно-технической, изобретательской, экономической, политической и иной
творческой, общественной, личной деятельности граждан и их объединений,
юридических лиц, государства;
·сбора, накопления, обработки, хранения, поиска и
распространения информации при формировании информационных ресурсов и
предоставлении информации из этих ресурсов пользователям (потребителям), в том
числе и с применением современных информационных технологий;
·создание и применение информационных технологий и
механизмов обеспечения информационной безопасности.
Информация является обязательным атрибутом жизни
человека, сопровождает и обеспечивает любую его деятельность, необходима всем
юридическим и физическим лицам. Соответственно и нормы права, составляющие
законодательство в сфере информации, информатизации и информационной
безопасности, также должны пронизывать все законодательство Российской
Федерации как по горизонтали (по отраслям законодательства), так и по вертикали
(по видам нормативных правовых актов - от Конституции Российской Федерации до
устава предприятия).
Законодательство в сфере информации,
информатизации и информационной безопасности Приморского края и порядок его
формированияосновывается на
следующих основных принципах:
·верховенство закона в иерархии законодательных и иных
нормативных правовых актов Российского законодательства и законодательства
Приморского края;
·соответствие методическим указаниям, типовым актам и
рекомендациям федеральных властей;
·соблюдение равного конституционного права каждого
"свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом" (статья 29, п.4 Конституции Российской
Федерации);
·соблюдение конституционного права каждого ознакомиться
с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы
(статья 24, п.2 Конституции Российской Федерации);
·обеспечение открытости и общедоступности информации,
за исключением случаев, ограниченных законом;
·обеспечение права собственности на создаваемые
информационные ресурсы;
·обеспечение авторского права на программы для ЭВМ,
другие объекты интеллектуальной собственности, производимые при создании
информационных технологий и средств их обеспечения - информационного,
лингвистического, программного, научно-методического, технического,
технологического, правового и др.;
·равенства всех форм собственности в формировании и
использовании информационных ресурсов через разные формы организации
производства услуг, обмена информацией, создание рынка и проведение
антимонопольной политики в регионе;
·возложение на владельцев информационных ресурсов
обязанностей по качественному формированию ресурсов и ответственности за
нарушения при работе с информацией;
·возложение на операторов информационных услуг
обязанностей по качественному формированию услуг и ответственности за
ненадлежащее качество;
·обеспечение условий информационной безопасности,
защиты интересов и прав физических и юридических лиц, общества, государства в
процессе информатизации, защиты общества от воздействия ложной и недостоверной
информации;
·обеспечение и закрепление интересов и роли края при
формировании и реализации краевой политики в сфере информации, информатизации и
информационной безопасности;
·перманентность
оценки нормотворчества, т.е. постоянная оценка качества и эффективности
принятых актов, разработка предложений по совершенствованию актов, внесению в
них изменений и дополнений.
При формировании законодательства в сфере информации,
информатизации и информационной безопасности Приморского краяиспользуются следующий принцип
нормотворчества - комплексный подход, в соответствии с которым законодательство
строится как система взаимоувязанных и взаимосогласованных норм права,
обеспечивающих регулирование всего множества общественных отношений,
существующих в этой сфере, и представляется в виде совокупности:
а) блока специальных актов, целиком посвященных
проблемам информации, информатизации и информационной безопасности;
б) отдельных норм права по этим проблемам, включаемых
в иные нормативные правовые акты.
Разрабатываемые законыПриморского края должны конкретизировать
взаимодействие в регионе следующих законов РФ:
Первая группа - акты или отдельные нормы в актах,
регулирующие отношения, возникающие при создании информации в процессе научной,
научно-технической, изобретательской, экономической, политической и иной
творческой, общественной, личной деятельности граждан и их объединений,
юридических лиц, государства. Это акты, гарантирующие закрепление права
авторства и интеллектуальной собственности на создаваемую информацию (как на
произведение). Акты (или отдельные нормы в актах), обеспечивающие порядок
подготовки и предоставления достоверной и полной информации через средства
массовой информации, при формировании государственных информационных ресурсов,
а также устанавливающие ответственность за создание и распространение
недоброкачественной продукции информации.
К актам
этой группы относятся: "Патентный закон" (закон), "Об авторском
праве и смежных правах" (закон), "О порядке опубликования и
вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания" (закон), "О средствах массовой
информации" (закон), "Об обязательном экземпляре документов"
(закон), отдельные нормы закона "Об учете и учетной деятельности"
(проект закона).
Вторая группа - акты, создающие правовую базу для
формирования и использования информационных ресурсов.
Основу этой
группы актов составляет базовый Федеральный закон "Об информации,
информатизации и защите информации". В состав этой группы входят также
акты: "О правовой информации" (проект закона), "О
научно-технической информации" (проект закона), "О персональных данных"
(проект закона), "О библиотечном деле" (закон), "Об архивном
фонде РФ и архивах" (основы законодательства), "Об учете и учетной
деятельности" (проект закона), "О статистической деятельности в
Российской Федерации" (проект закона), "Об информатизации регионального
развития" (проект рекомендательного законодательного акта).
Третья группа - акты, обеспечивающие реализацию права
на информацию физических и юридических лиц.
К ним
относятся проект закона: "О праве на информацию", гарантирующий
гражданам получение этой информации и предоставляющий им права на свободное
использование полученной информации, и проект закона "Об информационном
обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности",
решающий проблемы информационного обеспечения юридических лиц. К этой группе
относится также проект закона "Об информационном обеспечении органов
государственной власти".
Четвертая группа - акты по вопросам информационных
технологий и средств их обеспечения.
К ним
отнесены акты: "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"
(закон), "О правовой охране топологий интегральных микросхем"
(закон); "О связи" (закон).
Пятая группа - акты по проблемам информационной
безопасности:
"О
государственной тайне" (закон), "О коммерческой тайне" (проект
закона), "О служебной тайне" (проект закона), "О федеральных
органах правительственной связи и информации" (закон);
"Об
участии в международном информационном обмене и контроле экспорта
информационной продукции" (проект закона);
«О
банковской тайне" (проект закона), "О недобросовестной
конкуренции" (проект закона), "Об электронной цифровой подписи"
(проект закона).
Необходимость
разработки краевых законов обусловлена следующим.
Действующие
федеральные законы и разработанные концепции федерального уровня:
«О связи»;
«Об
информации, информатизации и защите информации»;
«Об участии
в международном информационном обмене»;
«Концепция
формирования и развития единого информационного пространства России и
соответствующих государственных информационных ресурсов»;
« Концепция
формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и
информационной безопасности Российской Федерации»;
«Концепция
правового обеспечения информационных процессов и информатизации в России»;
регулируют раздельно сферу связи и сферу информатики и информатизации и не учитывают особенности регионов.
При этом
они недостаточно четко увязывают многие смежные вопросы в области
телекоммуникаций и информатики (в частности управление деятельностью сферы
связи и информатики (ССИ), вопросы лицензирования и
сертификации, основы экономической деятельности, взаимоотношения предприятий ССИ, органов исполнительной власти и местного самоуправления,
права пользователя ССИ и др.). В то же
время эти две сферы деятельности очень тесно взаимосвязаны: связь представляет собой транспортную среду для передачи информации, поэтому
вопросы их правового регулирования логично рассматривать в рамках единого
закона.
Федеральные
законы не конкретизируют ряд положений и норм, необходимых
для их реализации на местах. Это относится в первую очередь к вопросам
взаимоотношений региональных органов исполнительной власти с
предприятиями - поставщиками телекоммуникационных услуг, порядка
сертификации услуг связи, вопросам тарифной политики,
использования земель и других ресурсов области, проблем развития ССИ, льгот при использовании информационных ресурсов на
территории края.
В
федеральных законах не разграничены полномочия центра и субъектов Российской
Федерации в ряде вопросов, в частности, по разделению и использованию информационных
ресурсов, порядку создания выделенных каналов связи, координации
и развитию ССИ на территории Приморского края.
В
федеральных законах не учтен ряд региональных особенностей, а также некоторые
новые аспекты деятельности в области ССИ. Например,
наличия в крае мощного интеллектуального потенциала, большого числа
академических и отраслевых институтов, вузов и средних учебных заведений,
специализирующихся в области информатизации.
Правомерность
формирования нормативно-правовой базы информатизации Приморского края
определяется статьей 4 закона "О связи" и статьей 3 закона "Об
информации, информатизации и защите информации", которые констатируют,
что отношения в области связи и информатики, не урегулированные
федеральными законами, регулируются законами и иными правовыми актами субъектов
федерации в пределах их полномочий.
Принятие концепции
формирования нормативно-правовой базы информатизации Приморского края позволит
создать законодательную и нормативную основу для развития средств
телекоммуникаций и информатики и решения задач информатизации Приморского края.
Уровень информатизации становится одним из определяющих факторов экономического
развития и конкурентоспособности региона, как на внутреннем,
так и на внешнем рынках. Таким образом, развитие телекоммуникаций, баз данных,
системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг позволит
сформировать динамичный рынок, связывающий широкие слои населения,
промышленность, науку, образование и административные структуры в единую взаимообусловленную информационную систему (среду).
Для Приморского краяв силу географического, социально-экономического положения,
относительной ограниченности природных ресурсов, а также ряда других факторов,
информационная отрасль должна стать одной из ключевых, стратегически важных
сфер, определяющих долгосрочные перспективы развития края и прилегающих к нему
территорий.
1.
Название доклада: Концепция формирование
региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края.
2.
Автор: Антонов
Иван Эдуардович.
3.
Должность: Председатель комитета информатизации
администрации Приморского края.
4.
Ученая степень, звание: нет.
5.
Организация: Администрация
Приморского края.
6.
Почтовый адрес: 690049, г.Владивосток,
ул.Русская 70, кв.4.
7.
Телефон, факс, e-mail: 22-05-30,
22-17-69, antonov@primorsky.ru.