Концепция формирования региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского КРАЯ

 

 

И.Э.Антонов

 

Концепция определяет принципы формирования региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края, в том числе:

создание правовой основы деятельности организаций и частных лиц в области телекоммуникаций, информатики и информатизации на территории Приморского края;

определение полномочий краевых органов государственной власти по регулированию деятельности в указанной области, а также права и обязанности физических и юридических лиц.

Правовая база современного информационного общества и Приморского края, в частности, основывается на следующих положениях:

·приоритет интересов Приморского края в сфере создания информационных технологий и информационных ресурсов;

·формирование регионального сегмента единого информационного пространства Российской Федерации и СНГ с выходом на международные информационные сети;

·включение информационных ресурсов Приморского края в систему важнейших ресурсов страны;

·создание рынка информационных продуктов и услуг, информационных технологий и средств их обеспечения;

·обеспечение информационной безопасности государства, области, общества, гражданина;

·обеспечение равных возможностей различных исполнителей при государственном (муниципальном) финансировании работ по информатизации Приморского края.

Принятие концепции создает основы формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности, определяя его место и роль в системе законодательства субъекта Российской Федерации с учетом особенностей и интересов Приморского края.

Законодательство в сфере информации, информатизации и информационной безопасности направлено на регулирование всего комплекса общественных отношений, возникающих в информационных процессах Приморского края, составляющих эту сферу:

·создания или генерации информации в процессе научной, научно-технической, изобретательской, экономической, политической и иной творческой, общественной, личной деятельности граждан и их объединений, юридических лиц, государства;

·сбора, накопления, обработки, хранения, поиска и распространения информации при формировании информационных ресурсов и предоставлении информации из этих ресурсов пользователям (потребителям), в том числе и с применением современных информационных технологий;

·создание и применение информационных технологий и механизмов обеспечения информационной безопасности.

Информация является обязательным атрибутом жизни человека, сопровождает и обеспечивает любую его деятельность, необходима всем юридическим и физическим лицам. Соответственно и нормы права, составляющие законодательство в сфере информации, информатизации и информационной безопасности, также должны пронизывать все законодательство Российской Федерации как по горизонтали (по отраслям законодательства), так и по вертикали (по видам нормативных правовых актов - от Конституции Российской Федерации до устава предприятия).

 Законодательство в сфере информации, информатизации и информационной безопасности Приморского края и порядок его формированияосновывается на следующих основных принципах:

·верховенство закона в иерархии законодательных и иных нормативных правовых актов Российского законодательства и законодательства Приморского края;

·соответствие методическим указаниям, типовым актам и рекомендациям федеральных властей;

·соблюдение равного конституционного права каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (статья 29, п.4 Конституции Российской Федерации);

·соблюдение конституционного права каждого ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24, п.2 Конституции Российской Федерации);

·обеспечение открытости и общедоступности информации, за исключением случаев, ограниченных законом;

·обеспечение права собственности на создаваемые информационные ресурсы;

·обеспечение авторского права на программы для ЭВМ, другие объекты интеллектуальной собственности, производимые при создании информационных технологий и средств их обеспечения - информационного, лингвистического, программного, научно-методического, технического, технологического, правового и др.;

·равенства всех форм собственности в формировании и использовании информационных ресурсов через разные формы организации производства услуг, обмена информацией, создание рынка и проведение антимонопольной политики в регионе;

·возложение на владельцев информационных ресурсов обязанностей по качественному формированию ресурсов и ответственности за нарушения при работе с информацией;

·возложение на операторов информационных услуг обязанностей по качественному формированию услуг и ответственности за ненадлежащее качество;

·обеспечение условий информационной безопасности, защиты интересов и прав физических и юридических лиц, общества, государства в процессе информатизации, защиты общества от воздействия ложной и недостоверной информации;

·обеспечение и закрепление интересов и роли края при формировании и реализации краевой политики в сфере информации, информатизации и информационной безопасности;

·перманентность оценки нормотворчества, т.е. постоянная оценка качества и эффективности принятых актов, разработка предложений по совершенствованию актов, внесению в них изменений и дополнений.

При формировании законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности Приморского краяиспользуются следующий принцип нормотворчества - комплексный подход, в соответствии с которым законодательство строится как система взаимоувязанных и взаимосогласованных норм права, обеспечивающих регулирование всего множества общественных отношений, существующих в этой сфере, и представляется в виде совокупности:

а) блока специальных актов, целиком посвященных проблемам информации, информатизации и информационной безопасности;

б) отдельных норм права по этим проблемам, включаемых в иные нормативные правовые акты.

Разрабатываемые законыПриморского края должны конкретизировать взаимодействие в регионе следующих законов РФ:

Первая группа - акты или отдельные нормы в актах, регулирующие отношения, возникающие при создании информации в процессе научной, научно-технической, изобретательской, экономической, политической и иной творческой, общественной, личной деятельности граждан и их объединений, юридических лиц, государства. Это акты, гарантирующие закрепление права авторства и интеллектуальной собственности на создаваемую информацию (как на произведение). Акты (или отдельные нормы в актах), обеспечивающие порядок подготовки и предоставления достоверной и полной информации через средства массовой информации, при формировании государственных информационных ресурсов, а также устанавливающие ответственность за создание и распространение недоброкачественной продукции информации.

К актам этой группы относятся: "Патентный закон" (закон), "Об авторском праве и смежных правах" (закон), "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (закон), "О средствах массовой информации" (закон), "Об обязательном экземпляре документов" (закон), отдельные нормы закона "Об учете и учетной деятельности" (проект закона).

Вторая группа - акты, создающие правовую базу для формирования и использования информационных ресурсов.

Основу этой группы актов составляет базовый Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". В состав этой группы входят также акты: "О правовой информации" (проект закона), "О научно-технической информации" (проект закона), "О персональных данных" (проект закона), "О библиотечном деле" (закон), "Об архивном фонде РФ и архивах" (основы законодательства), "Об учете и учетной деятельности" (проект закона), "О статистической деятельности в Российской Федерации" (проект закона), "Об информатизации регионального развития" (проект рекомендательного законодательного акта).

Третья группа - акты, обеспечивающие реализацию права на информацию физических и юридических лиц.

К ним относятся проект закона: "О праве на информацию", гарантирующий гражданам получение этой информации и предоставляющий им права на свободное использование полученной информации, и проект закона "Об информационном обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности", решающий проблемы информационного обеспечения юридических лиц. К этой группе относится также проект закона "Об информационном обеспечении органов государственной власти".

Четвертая группа - акты по вопросам информационных технологий и средств их обеспечения.

К ним отнесены акты: "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (закон), "О правовой охране топологий интегральных микросхем" (закон); "О связи" (закон).

Пятая группа - акты по проблемам информационной безопасности:

*    "О государственной тайне" (закон), "О коммерческой тайне" (проект закона), "О служебной тайне" (проект закона), "О федеральных органах правительственной связи и информации" (закон);

*    "Об участии в международном информационном обмене и контроле экспорта информационной продукции" (проект закона);

*    «О банковской тайне" (проект закона), "О недобросовестной конкуренции" (проект закона), "Об электронной цифровой подписи" (проект закона).

Необходимость разработки краевых законов обусловлена следующим.

Действующие федеральные законы и разработанные концепции федерального уровня:

*    «О связи»;

*    «Об информации, информатизации и защите информации»;

*    «Об участии в международном информационном обмене»;

*    «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов»;

*    « Концепция формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности Российской Федерации»;

*    «Концепция правового обеспечения информационных процессов и информатизации в России»;

регулируют раздельно сферу связи и сферу информатики и информатизации и не учитывают особенности регионов.

При этом они недостаточно четко увязывают многие смежные вопросы в области телекоммуникаций и информатики (в частности управление деятельностью сферы связи и информатики (ССИ), вопросы лицензирования и сертификации, основы экономической деятельности, взаимоотношения предприятий ССИ, органов исполнительной власти и ме­стного самоуправления, права пользователя ССИ и др.). В то же время эти две сферы деятельности очень тесно взаимосвязаны: связь представляет собой транспортную среду для передачи информации, поэтому вопросы их правового регулирования логично рассматривать в рамках единого закона.

Федеральные законы не конкретизируют ряд положений и норм, необходимых для их реализации на местах. Это относится в первую очередь к вопросам взаимоотношений региональных органов исполнительной власти с предприятиями - поставщиками телекоммуникационных услуг, порядка сертификации услуг связи, вопросам тарифной политики, использования земель и других ресурсов области, проблем развития ССИ, льгот при использовании информационных ресурсов на территории края.

В федеральных законах не разграничены полномочия центра и субъектов Российской Федерации в ряде вопросов, в частности, по разделению и использованию информационных ресурсов, порядку создания выделенных каналов связи, координации и развитию ССИ на территории Приморского края.

В федеральных законах не учтен ряд региональных особенностей, а также некоторые новые аспекты деятельности в области ССИ. Например, наличия в крае мощного интеллектуального потенциала, большого числа академических и отраслевых институтов, вузов и средних учебных заведений, специализирующихся в области информатизации.

Правомерность формирования нормативно-правовой базы информатизации Приморского края определяется статьей 4 закона "О связи" и статьей 3 закона "Об информации, информатизации и защите информации", которые констатируют, что отношения в области связи и информатики, не урегулированные федеральными законами, регулируются законами и иными правовыми актами субъектов федерации в пределах их полномочий.

Принятие концепции формирования нормативно-правовой базы информатизации Приморского края позволит создать законодательную и нормативную основу для развития средств телекоммуникаций и информатики и решения задач информатизации Приморского края. Уровень информатизации становится одним из определяющих факторов экономического развития и конкурентоспособности региона, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, развитие телекоммуникаций, баз данных, системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг позволит сформировать динамичный рынок, связывающий широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую взаимообусловленную информационную систему (среду).

Для Приморского краяв силу географического, социально-экономического положения, относительной ограниченности природных ресурсов, а также ряда других факторов, информационная отрасль должна стать одной из ключевых, стратегически важных сфер, определяющих долгосрочные перспективы развития края и прилегающих к нему территорий.


1.  Название доклада: Концепция формирование региональной нормативно-правовой базы информатизации Приморского края.

2.  Автор: Антонов Иван Эдуардович.

3.  Должность: Председатель комитета информатизации администрации Приморского края.

4.  Ученая степень, звание: нет.

5.  Организация: Администрация Приморского края.

6.  Почтовый адрес: 690049, гладивосток, ул.Русская 70, кв.4.

7.  Телефон, факс, e-mail: 22-05-30, 22-17-69, antonov@primorsky.ru.